СВОИ2000: Как мы решили изобрести Напарапет?
Обсуждая затянувшийся диалог еще с первыми продюсерами-инвесторами "Шапито-шоу", мы подумали, как было бы здорово, не доказывать всякий раз, что ты не верблюд, не умолять поверить, что зритель найдется, а сразу снимать кино на зрительские пожертвования. То есть, чтобы потенциальные зрители вложились в наш новый фильм мелкими суммами, которые и составили бы бюджет. На тот момент у нас уже был некоторый опыт краудфаундинга - http://helping-hand.ru И хотя история там была совсем другая, речь шла не о создании развлекательной ленты, а о спасении жизни, сборе денег на операцию другу, тем не менее, мы наткнулись на вполне себе рабочий механизм. Ведь и благотворительные фонды работают большей частью с крупными вложениями, а мы собирали мелким прайсом, не брезговали суммами в сто-двести рублей и призывали всех делать упор на распространение информации, сумму же в результате всего мы собрали вполне достойную. Это говорило не только о том, что люди добры и не особенно жадны, но и о том, что современные коммуникации позволяют нам взаимодействовать с огромным количеством незнакомых людей, привлекая их к участию в общем деле. Важно, что при такой коммуникации у всех возникает ощущение причастности и ответственности за происходящее. А это уже новый вид отношений. И у этого вида отношений были явные преимущества перед традиционным бизнесом. Традиционно, на что бы денег ты ни просил, на строительство дома, на посадку дерева или съемку фильма, - вернуть ты их должен был с торицей. Кредит - это проценты и вечная кабала. А чужие крупные инвестиции в фильм - залог того, что фильм этот тебе уже не принадлежит и доходы с него ты практически не получишь. Но мало того, что тебе не принадлежит фильм, проблема в том, что тебе не принадлежит даже творческий процесс, - на тебя давят продюсерские представления о рентабельности, сроки, даты и тд и тп. Когда фильм готов, ты должен доказать прокатчикам, что его стоит показывать. Если прокатчики поверят и выпустят фильм большим количеством копий, надо трястись над тем, чтобы фильм не попал в сеть и это не повлияло на сборы. И так до бесконечности! Даже в случае абсолютного прокатного успеха фильма, в следующий раз все начнется с нуля, - ты будешь так же ходить и доказывать, что то, что ты делаешь, нормально и кому-то захочется это смотреть. Ведь заработать на следующий проект при такой системе, тебе все равно не удастся! Не проще ли сразу собирать деньги в сети и выкладывать фильм в сеть? Не проще ли делать потенциальных зрителей соинвесторами? Разве не к этому все идет ? - подумали мы, и стали изобретать Напарапет. Потому что Напарапет должен быть для всех.